7 ноября 2022

РСМ и ВЦИОМ представили результаты исследования о детском отдыхе в России

Каждый второй ребенок, имеющий опыт поездки в детские лагеря и посещавший лагерь в 2022 г., считает лагерный отдых приоритетным в числе других форматов проведения летних каникул. Результаты исследования о детском отдыхе в России были представлены на площадке ВЦИОМ в рамках экспертной дискуссии «Профразговор» на тему «Больше, чем просто отдых: роль детского лагеря в формировании молодого поколения».

Исследование было реализовано Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Российского Союза Молодежи в рамках проекта по развитию деятельности педагогических отрядов лагерей актива России «ПОЛАР | ПЕРЕЗАГРУЗКА», реализуемого в 2022 году совместно с Кубанским государственных технологическим университетом при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).

По результатам исследования предпочтительными местами проведения летних каникул среди детей, имеющих опыт поездки в детские лагеря и посещавших лагерь в 2022 г., стали детский лагерь (51%), поездка на отдых с родителями (46%) или друзьями (38%). В качестве составляющих хорошего отдыха в детском лагере респондентами отмечены вкусная еда (40%), комфортные условия проживания (39%), доброжелательное отношение сотрудников детского лагеря (28%). 61% детей отметили, что хотели бы стать в будущем вожатыми в детском лагере, а более половины детей считают, что после поездки в лагерь в их жизни произошли положительные изменения (61%). Участники также отметили, что вожатый – это, прежде всего, старший друг (39%), вторая мама/ второй папа (24%), а потом уже учитель, воспитатель (12%).

«Общение и знакомства, отдых и развлечения – такие цели перед отдыхом ставят более младшие отдыхающие, а вот учащиеся старших классов среднего звена образования чаще транслируют запрос на получение новых знаний и навыков. Подвижные игры наиболее выступают востребованными практиками досуга для всех возрастных групп. При этом для детей младшего образа важны творчество, мультипликация, настольные игры. А вот взрослые ребята чаще транслируют запросы на индивидуальное развитие, развитие коммуникативных навыков, умение разрешать конфликты, а старшеклассники имеют запрос на развитие лидерских навыков в рамках отдыха в лагере. 13% заинтересованы еще и в изучении возможности развитии бизнеса и предпринимательства в старшей группе опрошенных ребят, это особый тренд», - рассказала о деталях Елена Михайлова, советник генерального директора ВЦИОМ. Подробные результаты исследования представлены на сайте ВЦИОМ.

Цифры и выводы по результатам исследования 7 ноября обсудили в рамках экспертной дискуссии «Профразговор» на площадке ВЦИОМ. Участниками экспертной дискуссии стали представители образовательных организаций, НКО и всероссийских детских центров. Ключевыми темами встречи стали вопросы востребованности отдыха в детских лагерях, запросов отдыхающих разных возрастных групп, практики мотивации и подготовки вожатых, значение и потенциал детского лагеря в формировании нового поколения, а также роль детского лагеря и вожатого в жизни детей.

Председатель Российского Союза Молодежи, член Общественной палаты РФ Павел Красноруцкий рассказал о деятельности РСМ в развитии педагогических отрядов страны.

«Детский лагерь – это место для эффективной социализации, для начала дружбы и взаимодействия со сверстниками, а значит подходить к организации отдыха нужно взвешено и профессионально. РСМ на протяжении более 20 лет реализует проект «ПОЛАР» для команд педагогических отрядов лагерей России. Сегодня это уже не просто фестиваль, а комплексный проект, включающий и конкурсные отборы, и очную работу, обмен практиками, тиражирование лучших практик. РСМ в этой работе выступает платформой для развития команд педагогических отрядов по всей стране. Нам важно сформировать четкое представление у педотрядов, что они участвуют в системе воспитания детей и подготовить их к этой работе. Первым этапом сезона проекта стал онлайн-конкурс для руководителей подотрядов, объединивший 150 командиров и лидеров. По его итогам уже в этом месяце пройдет всероссийский фестиваль. Конечно, помимо самого проекта, во многих региональных организациях РСМ действуют собственные педагогические отряды. И проведенное исследование поможет и им, и участникам проекта «ПОЛАР», и любому организатору детских оздоровительных кампаний в развитии детского отдыха», - сказал Павел.

61% детей отмечают положительные изменения в жизни после отдыха в лагере. Эту цифру на личном опыте в рамках дискуссии подтвердила и Председатель АУМ РСМ «Содружество», член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы РФ по просвещению Татьяна Пуговкина. Она также отметила, что 92% опрошенных считают лагерь эффективным местом обучения, и проект «ПОЛАР» в том числе нацелен и на то, чтобы переориентировать лагеря и педагогические команды и программы отдыха на актуальные образовательные и развивающие программы для детей. Немаловажным аспектом развития детского отдыха Татьяна Пуговкина также считает выстраивание системы пост сопровождения участников смен за счет внедрения практик разработки и дальнейшей реализации социальных проектов, практик поддержания коммуникации между вожатыми и детьми в межсезонье. Такие инициативы и смыслы будут обсуждаться с 29 лучшими педагогическими отрядами страны на фестивале «ПОЛАР» в ноябре.

«Отряд, программа, вожатые, события, питание – наиболее значимые факторы удовлетворённости отдыхом среди детей. Педагогическое сообщество при этом считает, что ключевыми все-таки должны оставаться вопросы программы пребывания. Тренды этого года – это вызовы, это трансляция уникального опыта. Мы сейчас этот опыт транслируем вместе с Министерством просвещения РФ. Одна из важных составляющих такого опыта – подготовка насыщенных образовательных программ и подготовка советников по воспитанию в школах, колледжах и техникумов на основе наших практик. Немало важно этот опыт формировать в том числе на основе научных данных», сказал в рамках дискуссии директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко.

Детский лагерь – это больше, чем просто отдых. Этот тезис прозвучал в рамках встречи в том числе и из уст заместителя директора – руководителя центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» Леонида Проценко.

«Мы делаем все возможное, чтобы отдых в лагере становился эффективным инструментом социализации. Сегодня мы наблюдаем проблему в родительском сообществе: те родители, которые не успели получить опыт социализации в детском лагере, не спешат направлять детей в детские лагеря. И тот факт, что сегодня мы строим эффективные программы отдыха, позволит компенсировать подобные сложности доверия уже среди будущего поколения родителей. Очень важную роль детский лагерь играет и для самих вожатых. Это опыт для будущих педагогов, это опыт для будущих управленцев. Мы наблюдаем высокий уровень компетентности вожатых, которые сегодня работают, и будем наращивать ее наращивать и дальше вместе с Российским Союзом Молодежи», – отметил Леонид.
О важности опыта участия студентов в детских оздоровительных кампаниях отмечают и представители учреждения высшего образования. «Опыт, который получают студенты, даже непрофильных университетов, позволяет развивать систему детского отдыха. В этом году, благодаря опыту участия наших педагогических отрядов в проекте «ПОЛАР», мы смогли эффективно справится с задачей организации работы университетского лагеря, принять детей, в том числе с Донбасса, профессионально организовать их отдых», рассказала на встрече проректор по молодёжной политике и социальным вопросам ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет» Мария Битарова.

О важности содержательной работы при подготовке вожатых высказалась на встрече и заместитель директора по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью Всероссийского детского центра «Орлёнок», кандидат педагогических наук Людмила Спирина.

«Нам видится важным сегодня поиск ответов на три вопроса: что сегодня лагерь может предложить ребенку в общении, что станет предметом этого общения; что сегодня лагерь может предложить по формам и содержанию отдыха и какие образовательные потребности лагерь сегодня может ответить. Лагерь – это не только про отдых с «аниматорами», которыми воспринимаются часто вожатые. Лагерь – это то, что вожатый вкладывает, что транслирует ребенку, от вожатого зависит то, какую личность воспитывает детский лагерь, какие социальные навыки получает ребенок для дальнейшей жизни. И мы сегодня ищем современные способы подготовки вожатых, которые не только могут поддержать ребенка и развлечь его, но и сопроводить профессионально его социальное и деятельное развитие», отметила Людмила.