31 мая 2022

Общественная экспертиза проектов федеральных законов «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Общественная экспертиза проектов федеральных законов  «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сегодня в Общественной палате РФ проходит общественная экспертиза проектов федеральных законов «О российском движении детей и молодежи “Большая перемена» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В мероприятии принимает участие Игорь Фатов, председатель ЦКК РСМ, член Экспертного совета Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, кандидат юридический наук.

Экспертиза проводится в связи с инициативой группы депутатов Госдумы и внесения на рассмотрение проекта Федерального закона «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена», а также необходимостью внесения изменений в отдельные законодательные акты.

Безусловным положительным фактором законопроекта «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена» является использование общественно-государственных механизмов в целях повышения уровня воспитательной работы с учащимися образовательных организаций общего образования и среднего профессионального образования, систематизации ресурсной поддержки такой работы.

Учитывая, что Движение имеет наименование как движение «детей и молодежи», возникает диссонанс с нормой статьи 6 законопроекта, определяющего участие в качестве статуса «участника» Движения только учащихся общеобразовательных организаций и обучающихся в организациях среднего профессионального образования. По Федеральному закону «О молодежной политике в Российской Федерации» молодежь - это граждане до 35 лет.

Было предложено изменить наименования Движения: использовать не слово «молодежь», а слово «юношество», например, назвать Российское детско-юношеское движение «Большая перемена».

В главе 3 законопроекта прописана структура Движения, при этом, если для региональных отделений определена возможность регистрации в качестве юридических лиц, то для местных отделений и первичных отделений ничего не сказано про допустимость или недопустимость статуса юридических лиц, что порождает правовую неопределенность.

В статье 13 законопроекта прописаны органы регионального отделения, при этом их хотя бы основные функции и полномочия не прописаны, что вызывает неопределенность норм законодательного акта. Кроме того, в региональных отделениях не определен высший орган управления (съезд регионального отделения назван лишь «совещательным органом»), в то время как в юридических лицах согласно действующему законодательству в том или ином виде должен быть определен высший орган управления. 

Аналогичное можно сказать и об органах управления местных отделений.

Определяя съезд как высший руководящий орган Движения, из исключительной компетенции съезда исключены все вопросы формирования или избрания какого-то ни было органа управления, что не соответствует общим подходам в общественно-государственных институтах (соединение государственных и общественных механизмов функционирования). Обозначая съезд как высший орган, следует определить и границы компетенций по формированию съездом того или иного органа управления, но не исключать вовсе.

Из законопроекта неясно почему для членов Правления установлен запрет быть участником Движения, при этом для Наблюдательного совета и Координационного совета наоборот такое ограничение не предусмотрено.

Нет никакого упоминания о формировании какого-либо внутреннего контрольно-ревизионного органа.

Таким образом законопроект важен для работы с обучающимися образовательных организаций по их нравственному, духовному и физическому развитию, патриотическому воспитанию, но он требует доработки в целях внутренней согласованности норм и вписывания в общую систему законодательства, регулирующую правоотношения с участием общественно-государственных структур, тем более правовой опыт создания общественно-государственных объединений уже накоплен в стране.