19 марта 2021

Развитие надпрофессиональных навыков должно стать частью подготовки молодых специалистов в вузах

Развитие надпрофессиональных навыков должно стать частью подготовки молодых специалистов в вузах

Обучение необходимым современному человеку технологиям и методам развития надпрофессиональных навыков и компетенций (soft skills) должно стать частью образовательной и воспитательной работы в российских вузах. К такому выводу пришли эксперты в ходе дискуссии на тему «Ответственность, воля и усердие». Разговор о самореализации и духовного-нравственном развитии молодых людей состоялся 19 марта на форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России» в Северо-Восточном федеральном университете в Якутске.

Форум проходит в гибридном формате с 17 по 20 марта 2021 г. в рамках Года науки и технологий в России при поддержке АНО «Россия - страна возможностей», Минобрнауки РФ, Российской академии наук и Правительства Якутии. Онлайн-коммуникация экспертов со всей страны строится на платформе ММСО.Коннект. Все события форума в live и в записи доступны на сайте форума

В сентябре прошлого года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в РФ». В нем дается определение, что такое воспитание, раскрывается механизм организации воспитательной работы, которая должна стать частью всех образовательных программ. Во время дискуссии о духовно-нравственном развитии молодежи Денис Аширов, директор департамента государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ, обратил внимание на важность воспитательной работы в вузах.  Минобрнауки России сейчас разрабатывает документы, которые позволят создать условия, необходимые для воспитания патриотизма, гражданской ответственности, духовных ценностей. 

«Мы понимаем, что цель воспитательной работы – это создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения и самореализации для максимального удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии. Понимая это, министерство активно работает над созданием инструментов регулирования системы воспитания в образовательных организациях высшего образования», – отметил Денис Аширов

Про поддержку инициатив рассказал заместитель руководителя Росмолодежи Андрей Платонов«Согласно закону о молодежи, возрастная категория расширена до 35 лет, поэтому подходы взаимодействия должны быть разными и выверены с точки зрения психологического возраста человека. Побеждая в грантовом конкурсе Росмолодежи, молодой человек берет ответственность за ресурс, выполнение проекта, дальнейший отчет – это хорошая школа, которая дает возможность воплотить свои идеи в жизнь». Андрей Платонов добавил, что «для работы с молодыми специалистами в 2020 году при Общественной палате Российской Федерации был создан Координационный совет по развитию сообществ молодых специалистов. Со стороны Росмолодежи данное направление ведется подведомственным ему Центром содействия молодым специалистам».

О том, какую работу необходимо проводить университету для развития надпредметных навыков у обучающихся, рассказала проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Мария Афонина.

«Мы понимаем, что сегодня много людей работают не по специальности, а мировая экономика теряет огромные деньги из-за несоответствия квалификации кадров. Для вузов сегодня становится важным научить студентов учиться, чтобы в случае устаревания знаний, смены работы, они могли быстро и качественно освоить и далее поддерживать у себя должный уровень знаний. Но для развития карьеры нужен еще целый набор надпредметных навыков – soft skills, которые не сформируешь за один день или даже за время учебы в вузе. Сегодня из так называемых «мягких навыков» наиболее востребованы умение принимать решения и выносить собственные суждения, критическое мышление, креативность, адаптивность, эмоциональный интеллект. Крайне важно, чтобы современный вуз, выпускники которого отвечают требованиям работодателя, стал местом, где молодой человек не только осваивает профессию, но и раскрывает свой потенциал через научную деятельность, социальную активность, межпоколенческие коммуникации, практики, институты наставничества», – рассказала проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина.

Ранее в ходе выступления на форуме в Якутске генеральный директор президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров сообщил о том, что АНО «Россия – страна возможностей» проведет 9-10 апреля  2021 г. в Сочи проектный семинар с ректорами российских вузов, где будут обсуждать совместную реализацию программы «Центры компетенций» для студентов. В них будет проходить тестирование по оценке лидерских и управленческих навыков и компетенций молодежи, востребованных сегодня работодателями soft skills. После тестирования будет построен профиль каждого студента, на основе которого «Центры компетенций» предложат ребятам формирование личных образовательных траекторий и помогут подобрать необходимые образовательные программы.

«Мы постараемся, чтобы в каждом университете появилась наша «точка» – «Центр компетенций». Возможно, это будет физический центр, возможно – виртуальный. Это делается для того, чтобы каждому студенту дать возможность осознанного движения по его личной траектории – социальной, карьерной, образовательной. И без помощи университетов нам будет сложно это сделать. Мы всех зовем в Сочи на проектный семинар президентской платформы, где будем обсуждать детально работу по созданию центров. Если вы не сможете присутствовать очно, можно присоединиться к нам онлайн», – сказал, обращаясь к представителям вузов, руководитель департамента оценки и методологии президентской платформы «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля

В свою очередь председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор МГИМО, член общественной палаты Российской Федерации Владимир Легойда считает, что воспитание ответственности, патриотизма, духовных ценностей, в первую очередь должно начинаться с педагога-учителя. 

«Воспитывать ответственность в студентах уже поздно, если они не приходят с чувством ответственности. Что делать? Готовить учителей! Образование – основа всего: если мы это упустим, ракеты перестанут летать, пшеница не будет собираться. Это самое главное, а не просто работа с молодежью. От этого зависит, будет у нас будущее или нет. Не воспитаем учителя – все тихо и спокойно будет разваливаться. Образование – это отношения: «учитель – ученик», подготовите учителя, и он подготовит вам учеников. Я со своими ребятами читаю Данте – это эмоциональный интеллект. Я не знаю, как студентам пригодятся «Братья Карамазовы» Достоевского, но точно знаю, что это является конкурентным преимуществом и те, кто читал «Братьев Карамазовых» всегда будут управлять теми, кто не читал, и это обязательно каким-то образом «выстрелит», потому что формирует те самые skills», – резюмировал Владимир Легойда.

Председатель Российского Союза Молодежи Павел Красноруцкий уверен, что в профессиональном сообществе все понимают, какие ценности важно передать молодому поколению, какие качества человека и гражданина важно воспитать. По его мнению, сейчас важно сконцентрироваться на технологиях, методах воспитания, и Российский союз молодежи предлагает дать студенческой молодежи понятную и эффективную систему самореализации, защиты своих прав, объединения и даже самоуправления вузами – органы студенческого самоуправления.  

«Есть технология, и мы уже в активном диалоге с ректорским сообществом. Эта тема получила свой отдельный блок в рамках Совета при Минобрнауки России по государственной молодежной политике. Мы ощущаем поддержку со стороны Российского Союза ректоров, о развитии ССУ мы говорим с нашим активом в университетах. То есть все базовые условия для запуска обновленной унифицированной системы студенческого самоуправления уже созданы. Причем эффект от работы ССУ нами видится не только на ограниченный период студенчества, но и как создание объединяющей платформы и для выпускников, молодых специалистов, и молодых лидеров уже после выпуска», – сказал Павел Красноруцкий.

Тему развития soft skills продолжил заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. По его мнению, в корпоративном секторе есть много интересных решений и методик воспитания надпрофессиональных навыков. Университетам можно внедрять их наработки и методики для развития компетенций и навыков будущего у студентов, чтобы они были востребованными на рынке. 

«Ваша ценность и ценность компании, в которой вы работаете, – это навыки, которые вы применяете в профессиональной и повседневной жизни, чтобы быть нужными людям. Ответственность, воля, усердие –это навыки не менее важные и более сложные в развитии, чем профессиональные», – обратился к участникам форума в Якутске Илья Коршунов

Проректор по внеучебной работе и молодежной политике Северо-Восточного федерального университета Александр Ильин считает, что для молодого человека самая главное – ответственность друг за друга, за родителей, пожилых людей. 

«Мы в 2020 году это почувствовали сами. Мы должны создать такую систему, которая будет учитывать мнение всех студентов. Мы сейчас прорабатываем механизм, чтобы создать цифровую систему, но лучше живого общения ничего нет. Поэтому в приоритете у нас создание площадок, где студенты собираются и общаются друг с другом. Например, «Точка кипения», – сказал Александр Ильин.

В дискуссии также приняли участие проректор Российского государственного гуманитарного университета, координатор Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» Лариса Пастухова и представители других российских вузов. 

Организаторами форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» выступают Министерство науки и высшего образования РФ, Российская академия наук, ФГАОУ ВО «СВФУ имени М.К. Аммосова» и Правительство Якутии. Мероприятие проходит при поддержке АНО «Россия – страна возможностей», Федерального агентства по делам молодежи, Совета Федерации ФС РФ, ЭАЦ «Научно-образовательная политика».